ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ Сказать, что Александр Городницкий гостил в Петербурге, значит кровно его обидеть. Уже много лет он указывает как место жительства московский адрес, но своим городом считает тот, где родился, учился в Горном институте, откуда отплывал под парусами «Крузенштерна» и куда возвращается снова и снова как в родную гавань. Ученый, путешественник, литератор, публицист, для большинства из нас он все-таки в первую очередь поэт, поющий свои стихи, ставшие народными песнями. Сегодня Александр Моисеевич ГОРОДНИЦКИЙ наш гость. Мы готовимся отметить трехсотлетие нашего города, Петербурга. Но в каждом своем выступлении вы упрямо повторяете, что ваша родина Ленинград, вы пережили блокаду Ленинграда, а не Петербурга...
Да, я держусь за это привычное звукосочетание, но именно за звук, а не смысл. Смешно говорить о ленинградском Пушкине или Гоголе, о Ленинграде Достоевского или Блока. Конечно же, Петербург был европейской Россией, колыбелью русской литературы, философии, гуманизма и, наконец, тем самым окном в мир, что несколько десятилетий заколачивали с невиданным упорством. У меня естьтакие строки: «Шумит Москва, Четвертый Рим, грядущей Азии мессия, а Петербург неповторим, как европейская Россия». Кроме того, Петербург, в ту пору Ленинград, формально стал и родиной авторской песни, в нашем городе был создан первый бардовский клуб «Восток".
Здесь я с вами не согласен. Вопрос довольно сложный, потому что разнообразные изыскания, которыми я занимался в процессе написания последней книги, вышедшей только что, показали авторская песня появилась в Москве раньше, чем в Питере. Там с конца 50-х годов были Анчаров, Окуджава, многие другие. Да и не стоит бороться за приоритеты, кто где когда собрался - не так уж важно, тем более что у Питера есть своя совершенно особенная страница. Именно здесь так называемую бардовскую песню начали писать профессиональные поэты, о чем многие уже забыли. Вот только что исполнилось 70 лет Глебу Горбовскому, моему товарищу по литературной школе незабвенного Глеба Семенова, мы с ним оба «Глеб-гвардии семеновцы». Он написал гениальные «Фонарики ночные», «Художники». Много отличных песен написала Нонна Слепакова, сейчас незаслуженно забытая. Прекрасные песни писал известный поэт и прозаик Виктор Соснора. К сожалению, об этом никто не вспоминает, с тем большей радостью я пишу о них в своей книге. Все эти поэты жили в Питере, а в Москве такой был один Окуджава. Может быть, посмотреть с другой стороны многие авторы были так талантливы, что писали профессиональные стихи, как, например, Городницкий. Ведь поэтом вы стали именно через песню, не так ли? Скорее всего, так. Готовя первые автобиографические книги, я пересмотрел свои первые вирши и понял, что до песен мои стихи гроша ломаного не стоили. Первый более-менее стоящий текст появился в песне «Снег», и неожиданные даже для меня последующие песни дали новое качество. Если бы я не стал их писать, то остался бы графоманом, не более. Моя первая книжка «Атланты» содержит очень плохие стихи, за редкими исключениями. Так что хотя я считал, что всю жизнь занимаюсь стихотворчеством, настоящие стихи пришли ко мне довольно поздно и через песню. Разрешите с вами согласиться. Кажется, именно в последние годы ваше поэтическое творчество набрало полную силу, хотя в это время появилась и проза. Помню, на моем 60-летии Нонна Слепакова, желая порадовать юбиляра, сказала, что мне не повезло, потому что во мне «крупный лирический поэт», чего никто не хочет замечать, заслонен популярными песнями. Поэт остается невостребованным. Вообще у многих бардов отношения с поэзией весьма болезненны им хочется считаться именно поэтами, а публика действительно видит и слышит только песни. Бардам обидно.
Да, есть такой синдром, например, Высоцкий страдал от непризнания своего поэтического дара, хотя сам себе цену знал. По мне так стихи, поющиеся под гитару, ничем не ниже читающихся со сцены, требования одни и те же, в песне даже выше. Там необходима особая линия звука, простота, чтобы можно было петь. Есть прекрасные стихи, которые петь невозможно. Правда, Пушкин считал иначе, но здесь я с ним не согласен. Что касается профессионализма, то в авторской песне это сейчас музыкальная часть, просто стихия...
... Что я считаю скверным явлением для нашего жанра. В связи с массовым переходом бардов в эстраду музыка как бы оторвалась от литературы, и на смену поэтам с гитарой пришли громкоголосые ансамбли с хорошими исполнителями, блестящей оркестровкой, и фактически они стали эстрадниками. Стихов там не осталось. И все-таки, если вернуться к истории авторской песни, то в Питере это прежде всего клуб «Восток», которому в декабре исполнится 40 лет. Опять юбилей!
И очень для меня дорогой. Хотя цифры просто устрашающие. Недавно на вечере в Политехническом музее ко мне подошла симпатичная девушка и сказала удивленно: «Я ваш «Снег» пела в детском саду и думала, что вы давно уже умерли, а вы все поете». ... Городницкого...
... Да, особенно когда я уехал в Москву. Но ничего бы не было без Наташи Смирновой (сейчас Кане), самого Миши Кане, Ирины Костриц, Веры Бордюк, многих других организаторов и участников клуба. Как не вспомнить Юрия Андреева, который защищал нас в разных компетентных органах, и музыковеда Владимира Фрумкина, который уже много лет ведет бардовскую передачу на «Голосе Америки», и Славу Чарлина, который снял фильм «Срочно требуется песня», единственную в советские времена ленту об авторской песне. Кстати, он снимался в клубе «Восток» в 1965 году. Представляю себе тему: «Образы атлантов в творчестве Городницкого» - звучит? Вполне. На крепкую тройку. Беседовала Наталия СИДОРОВА |
||
биография | тексты | дискография | библиография | фотоальбом | афиши | картинная галерея | пресса купить книгу | написать письмо | гостевая книга | карта сайта |