«Всех дальновиднее из них…»
Кажется все, что пелось, когда пилось, написано Городницким... Сам он не без удовольствия, впрочем, со свойственным ему вкусом рассказывает такую историю: У замечательного поэта Игоря Губермана есть очень серьезный старший брат Давид Губерман, начальник скважины сверхглубокого бурения на Кольском полуострове. В 82-м году я оказался в тех краях в командировке и познакомился в местной гостинице с тамошними инженерами. Вечером выпили. Я рассказал им, что живу в Москве, работаю геологом. Инженеры меня спросили: "Как ты относишься к авторской песне?" — "Хорошо", — сказал я. "А хочешь. — поинтересовались они, — мы покажем тебе могилу мужика, написавшего песню "От злой тоски не матерись"?" Я удивился, но согласился. Наутро они подогнали к гостинице вездеход. Около часа шли мы по тундре и оказались рядом с брошенной зоной. Вышки поваленные, бараки гнилые. Пусто. "А это кладбище", — говорят мне. Вижу: камни лежат безымянныe. К одному из камней мы все подошли, сказали мне инженеры: "Вот в этой зоне мужик сидел, там его и убили. Похоронен под этим камнем". — "За что же его?" — спрашиваю. "За песню его и убили, — объяснили мне. — Помянуть надо". Разлили, сняли шапки. Мне, надо сказать, стало страшновато. Я говорю: "Ребята! А вы уверены, что здесь похоронен именно автор этой песни?" Обиделись на меня инженеры. Переспросили: "Разве не Городницкий написал "От злой тоски не матерись"?" Я подтвердил. "Так чего тебе еще надо?" — возмутились они. Выпили, надели шапки, сели вездеход и уехали. Фамилии моей никто не спросил. Вы тщеславны, Александр? Очень! И если другим достаточно, чтобы их имя было увековечено, то мне этого мало. Я бы хотел, чтобы хоть одна моя песня, действительно потеряв имя автора, стала народной. Вы завистливы?
Выборочно. Я никогда не завидовал Пушкину — нельзя же завидовать солнцу! Но я завидовал, например, неудачнику барону Дельвигу, который был далеко не первым поэтом России. И жил он в то время, когда жил и писал Пушкин, и жена ему изменяла, в том числе с Пушкиным, если не ошибаюсь... Я прочту не опубликованное еще стихотворение: Когда вы писали песни, вы представляли себе, что они станут классикой? Я не уверен, что они стали классикой. А писал я, вообще ничего себе не представляя, поскольку лишен фантазии. Я в молодости работал с эвенками и научился у них писать исключительно о том, что видишь. Или о себе. Олени бредут, катишься потихоньку и фиксируешь то, что мимо тебя плывет. "Мимо тебя" — это не оговорка? Нет-нет. Мы ведь не в состоянии ничего удержать. Мы не в состоянии остановить мгновения, каждое из которых прекрасно. A чем вы себя ощущаете в потоке несущегося времени? Еще чем-то горячим. Пока. Но тем, что завтра уже превратится в пепел. Я осознаю свою ничтожность, тем более что, как геолог, я занимаюсь масштабами в миллионы лет. Мне очевидна эфемерность человеческой жизни... Помимо процессов глобальных, происходят процессы политические, художественные... Что касается политики, то это, по-моему, самое скверное из занятий. О своем месте в художественном процессе я судить не могу. Я все-таки научный работник и люблю корректные термины. Не может сказать о себе человек, что он поэт. Возможно, он графоман. И что он ученый, не может сказать о себе человек, поскольку другим виднее. Так вот как научный работник, пытающийся еще что-то писать, я пришел к выводу, что единственная возможность для реализации личности в человеческой истории — это творчество. Наука такой возможности не предоставляет. Не было бы Колумба, не было бы Эйнштейна — те же открытия были бы совершены другими. А живопись Рафаэля неповторима, строка Пушкина неповторима... И человеческие переживания неповторимы. Не расскажете ли вы о тех, что, возможно, сопровождали вас в жизни? В первую очередь я назову азарт и страшное любопытство. Мне всегда казалось, что, пока я сижу в этой комнате, в соседней происходит нечто более интересное. Во-вторых, будучи по натуре трусом, я очень хотел доказать окружающим, а главным образом себе, что я храбрее, смелее, лучше. Вот эти мотивы и бросали меня во всевозможные экспедиции, они же заставляли ввязываться в истории, порой нежелательные. Нежелательные — это какие?
Вот, вынужден был отправиться в 91-м на баррикады к Белому дому, хотя очень не хотел. Вынужден был в 93-м — хотя не собирался — пойти и сдать кровь, потому что редкая группа. Я написал потом: Чем же всякий раз, Александр, определяется выбор? Той идиотской пассионарностью, которой мы обучились еще в советское время. Знак поменялся, но мотивация сохранилась: если можешь что-нибудь сделать для того, чтобы остановить распад, разрушение, зло, — делай. Вы счастливый человек, уважаемый Александр Городницкий! Вам удалось состояться в паршивое, в общем-то, время, добиться почетных званий и сохранить при этом азарт, любопытство, способность увлекаться романтическими идеями, сочинять стихи о любви. Хороших времен не бывает. Звания я не считаю знаком своей состоятельности. Другой вопрос, что мне удалось сделать в науке то, что никто другой пока не сделал... Вы — доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии наук. Сколько книг стихов и прозы у вас вышло? Одиннадцать. Так как же вам удалось сохранить молодость, силу, обаяние, интерес к происходящему, ну, и красоту, конечно?
Не знаю, не знаю. Может быть, помогла система ценностей, выбранная еще в юности. Я, пожалуй, прочту стихи, чтобы четче сформулировать ответ. Стихи о мореплавателе Матюшкине. И о себе, конечно: Беседовала Иудит АГРАЧЕВА |
||
биография | тексты | дискография | библиография | фотоальбом | афиши | картинная галерея | пресса купить книгу | написать письмо | гостевая книга | карта сайта |