«Не будет Петербурга, останется одна азиатчина»
За окном — громадные дома на холмах и словно нечаянно среди них позабытые рощицы. Расчетливая функциональность пейзажа конца XX века — просторный московский Юго-Запад.
Когда-то давно в «Ленинградской песне» вы предупредили: Не все. В Ленинграде живут замечательные люди, мои друзья. Например, Яков Аркадьевич Гордин, один из крупнейших просветителей современности. Прекрасные люди собираются вокруг альманаха «Петрополь» во главе с Николаем Якимчуком, редактором, сделавшим «Петрополь» одним из лучших в стране литературных альманахов, удерживающим высокий художественный ценз. Питерские журналы «Звезда» и «Нева» вполне конкурентоспособны по уровню литературы со столичными «Новым миром» и «Знаменем». То, что они меньше увлекаются постмодернизмом и всякими сердитыми современными молодыми людьми, их только украшает. Да, печально, что сгорел Дом писателей, что он, вероятно, не вернет свой статус, — это грустная ситуация. Но наблюдается тенденция приближения питерских классиков к дому. Вот Андрей Битов говорил мне, что чаще бывает там, чем в Москве. К счастью, вы тоже не редкий гость на родине. Как вам она?
Каждый раз замечаю нерадостные прозаические перемены. Например, после нормальной работы московского транспорта питерский просто ужасает. Трамвай — будто после блокады ходит раз в час, какие-то страшные нищие бродят по вагонам, дороги такие, что только на танках по ним и можно благополучно ездить. И все же на каждом вашем концерте поется про город: «Покуда живешь ты — и мы как-нибудь проживем». Да! Во время моего последнего приезда в Петербург, в феврале, я был на очередной годовщине гибели Пушкина, у меня были концерты, и мне довелось увидеть в Сестрорецке работу начинающего режиссера, драматурга, но известного барда Антона Духовского — спектакль «Кадеш». В нем играют семеро ребятишек из детского театра «Муравейник». Это пьеса Антона, посвященная Янушу Корчаку. Знаете, минут через пятнадцать после начала спектакля я вдруг заметил, что мой носовой платок — мокрый от слез. Очень хороший актер может сыграть так же, как ребенок. Но переиграть ребенка не дано ни одному актеру. Я просто испытал шок — все, что происходило на сцене, было обращено прямо в сердце Вот это и есть — Ленинград, Петербург, город талантливых, интеллигентных людей. Но Москва и Петербург сливаются, вот сейчас построят высокоскоростную магистраль, получится один громадный мегаполис. Нет, они разные. Я люблю Питер, его серое небо, его прямые линии. Люди по этим проспектам идут спокойно, не бегут, загнанно глядя друг на друга. Нева течет медленно... В вашей домашней галерее, в этом маленьком музее, где собраны ленинградские пейзажи, прежде всего в глаза бросаются две гравюры, про которые не ошибешься, если скажешь, что это работы Рудольфа Яхнина: на одной — дом на Крюковом канале, на другой — Летний дворец Петра.
Да, это работы Рудика, моего друга, замечательного человека, доброго, трогательного, чем-то похожего на Рембрандта. Недавно его не стало. А его гравюра, на которой Крюков канал, напоминает мне не только о нем, но и другого моего близкого приятеля — Станислава Погребицкого, погибшего в 60-м году на реке Северной. Его памяти я посвятил песню «Перекаты». Вот в этом доме, нарисованном Рудиком, слева от арки в первом этаже была квартира профессора Погребицкого, с сыновьями которого я дружил. В этой квартире мы часто собирались...
А Летний дворец... Если бы не этот подарок Рудика, я, может быть, не задумался бы о том, сколько в нем окон и на какие стороны света они смотрят. Но парусник, изображенный художником на заднем плане, побудил к песне.
Александр Моисеевич, вы — патриарх бардовской песни, выдающийся ученый, исследователь океана, у вас высокие научные звания. Но иногда кажется, что в первую очередь вы — историк. Потому что во многих ваших стихах выведены некие исторические формулы, необыкновенно точные и все объясняющие, запоминающиеся. Например, «постоялые дворы — аэропорты девятнадцатого века»... Это любимая тема поддерживавшего меня всегда Натана Яковлевича Эйдельмана. Возможно, моя тяга к истории объясняется том, что история — моя несостоявшаяся любовь. В 1951 году, когда я кончил школу, меня с моим «пятым пунктом», конечно, не могли принять на исторический факультет Университета имени Жданова. А я всегда любил историю больше, чем литературу, всегда только о ней и мечтал. Мое поколение не было избаловано исторической правдой — наука о прошлом России была фальсифицирована, все извращалось, коверкалось, перевиралось в угоду марксизму-ленинизму. Помню, как в школе мы вырезали из учебников портреты Тухачевского, Блюхера. Так что свою историю мы начинаем открывать только теперь. Мы обычно оглядываемся на прошлое, чтобы что-то узнать о себе сегодняшних. И потому историки должны обладать некими пророческими способностями, они ведь знают какие-то законы развития общества. Как, по-вашему, сегодня можно сказать: «Безвременье, голод и смута// Страну ожидает теперь?»
Ситуация очень сложная: внуки победителей в Великой Отечественной потерпели поражение в Афганистане, в Чечне. Такой позор всегда стимулирует страну к взрыву. 27 марта — юбилейный вечер Александра Городницкого в Политехническом музее в Москве, 10 апреля — в Питере, в Концертном зале у Финляндского вокзала. Он ждет друзей. Гостила у юбиляра Елизавета БОГОСЛОВСКАЯ |
||
биография | тексты | дискография | библиография | фотоальбом | афиши | картинная галерея | пресса купить книгу | написать письмо | гостевая книга | карта сайта |